четверг, 6 февраля 2014 г.

Эми Чуа. Боевой гимн матери-тигрицы

Оказывается, я вчера прочитала бестселлер и едва ли не ключевую нон-фикшн книгу прошлого года. Без отрыва, на одном дыхании, рекомендую.


Профессор Йельского университета, китаянка Эми Чуа замужем за евреем, они вместе воспитывают двух дочек и пару очаровательных песиков-самоедов.


И вот Эми, дочь эмигрантов из Китая, давшая жизнь третьему поколению своей семьи, решает поспорить со старинной китайской пословицей о том, что процветание не может длиться дольше трех поколений. Она говорит, что ее родители трудились не покладая своих китайских рук, чтобы у нее была возможность получить высшее образование. А уж ее-то отпрыски так  и вовсе родились на всем готовом, живут в трехэтажном доме и думают, что две машины есть в каждой семье. Говорит, что решила не давать своим дочкам расслабиться и воспитывать их на китайский манер.

Основной принцип: все матери делятся на китайских и западных. Причем китайская манера воспитания может присутствовать как в совсем не китайской семье, так и отсутствовать полностью в той, где у всех фамилия Чанг или еще какая.

Китайская мама запрещает своим детям получать оценки ниже пятерок, ночевать у друзей, принимать участие в школьных постановках, жаловаться на то, что им нельзя принимать участие в школьных постановках и все в таком духе. Западная ни в чем не ограничивает свое чадо, пестуя в нем мысль о том, что он - лучший от рождения. Вся жизнь Эми после того, как она родила первую дочь, Софию, была посвящена тому, чтобы развивать ребенка, заставлять (ЗАСТАВЛЯТЬ) его быть лучше и успешнее остальных, готовить, как она сама говорит, к взрослой жизни.

Глаза на лоб могут полезть от ее историй о том, как она выставляла на мороз трехлетнюю дочку, когда та отказывалась заниматься на пианино (oh dear), угрожала всех поубивать, выгнать из дома, лишить завтраков, обедов, ужинов и карманных денег на всю оставшуюся жизнь. Но у меня ничего никуда не лезло.

Потому что я с первых строк поняла, что меня воспитывала китайская мама. Она не угрожала мне убийством или кровавой расправой, но я помню, например, как во втором классе боялась идти домой, потому что у меня по математике четверка. Я рыдала и думала, что жизнь кончилась. Поэтому, читая о том, какую полемику вызвала книга в западном обществе, или отзывы российских критиков о том, что Чуа не воспитывала, а дрессировала своих детей, я откровенно хохочу. 
теперь представьте ее кричащей часами напролет
Это естественно - слушать и уважать старших. Я не могу грубить тем, кто старше меня, даже если они орут мне в лицо, тычут в грудь или просто изваляны в грязи. 

Это естественно - думать, что ты можешь добиться лучших результатов, чем те, которые есть у тебя сейчас. Наверно, так никогда и не сделаю себе татуировку, но если б сделала, это были бы слова Try Harder. Потому что так учила мама, и мы все понимаем, о чем речь.

Это естественно - трепетать перед мамой, перед учителем (ну в школе хотя бы), зная, что эти люди куда умнее, круче и могущественнее тебя. Да я всю начальную школу думала, что учителя - не люди, а какие-то высшие существа, пока не увидела голые ступни своей первой учительницы, забравшейся на парту, чтобы повесить гирлянду.

В 2011 году Эми Чуа попала в список 100 самых влиятельных в мире людей
Естественно стараться оправдать ожидания, на тебя возложенные, естественно, когда мама лучше тебя знает, что сейчас надо делать. Я мечтала бросить игру на пианино, ненавидела его десять лет после окончания школы, но вот уже год беру частные уроки, потому что только со временем поняла, как это развивает мозги, перетряхивает тебя всего, делает совершенно иным человеком и вообще дает сто очков вперед. Это как поход к психологу или прогулка на свежем воздухе. Еще и звучит красиво.

Поэтому я уже заказала себе бумажный вариант книги, чтобы всегда был рядом и напоминал мне, что делать, когда соберусь воспитывать собственных детей.

Вы знаете, что в США китайских эмигрантов не так уж много от общего числа, но они занимают едва ли не половину мест в престижных учебных заведениях? И это потому, что их ругают, заставляют делать то, что им не хочется, ограничивают их свободное время (да у них вообще этого свободного времени нет). Ребята реально трудятся, вставая в шесть утра и садясь за то же пианино, чтобы два часа репетировать перед завтраком.

Лулу, младшая, Эми и старшая София
Наша героиня, воспитывая таким макаром гениальных (вот почитайте!) дочерей, умудрялась параллельно писать книги, давать лекции и ездить в командировки по всей стране. Старшая дочь в четырнадцать лет выступила с сольным концертом в Карнеги-Холле (шесть часов занятий музыкой в день), младшая играла на скрипке, у них были кровавые ссоры и истерики, но дочь подчинялась, стала концертмейстером и смогла попасть к самому прославленному в Нью-Йорке педагогу. Скрипку она в итоге бросила (тоже чуть не до резни дело дошло), занялась теннисом, который был ей больше по душе, и тут - важный момент - показала такие же высокие результаты, стремительно выигрывая турнир за турниром и поражая тренеров своим упорством. И вот откуда у нее это упорство, как не от китайского воспитания, м?


Страниц двести всего, кажется, заклинаю вас всех прочесть. 
И совершенно логичное завершение:

Комментариев нет:

Отправить комментарий