вторник, 4 февраля 2014 г.

Мои женщины-2

Если уж я действительно что-то ненавижу, 
так это когда люди возводят свои
 дефекты или мании в принципы.
Мюриэль Барбери. Элегантность ежика


Хоть я женщин и люблю читать, но раз в год обязательно перечитываю совершенно мальчишеские книги - Крестного отца и Заводной апельсин. А фильм Копполы, м? Когда свет очей моих Сантино расстреливают в стотысячный раз на моих глазах - рыдаю, как будто вижу это впервые. Злорадствую, когда он мудохает Карло. Ерзаю от волнения, когда Майкл не может найти пистолет за бачком. Самое душераздирающее место в фильме для меня - момент, когда Том говорит дону Вито, что Санни больше нет. О его лицо. Если вас не скрючивает от горя в этом эпизоде, я не знаю, о чем нам разговаривать.
А Заводной апельсин? Это еще один звоночек, что надо прятать книжки от детей. Я нашла его в совсем нежном возрасте и прочитала сразу на два раза. Потом все игрушки назвала Алексами и слушала Бетховена сутками.

Опять отвлеклась, пост-то о женщинах. Но когда мне, в конце концов, представится возможность поразглагольствовать о своей любви к семье Сопрано Корлеоне и прочим асоциальным типам.

Я хотела написать о своих любимых француженках. Совершенно девчачья литература. Признаюсь в любви к Мюриэль Барбери, Анне Гавальде и Франсуазе Саган. У каждой из них есть одна книга, которую я читала раза три. А Барбери так все пять и останавливаться не собираюсь.

Амели Нотомб
Но для начала обмолвлюсь о такой барышне, как Амели Нотомб. Тоже достойна внимания, но слишком уж все ее повести похожи друг на друга - я не справилась. Помню одну о том, как героиня трудится на грошовой должности под началом сатрапа, который только и делает, что унижает ее достоинство, стыдит и раздает немыслимые поручения. Понятия не имею, как книга называлась, я тогда еще не вела строгий учет всему прочитанному-просмотренному, но помню жизнеутверждающий (обычный, конечно, для девчачьих книг) настрой, хороший слог и как итог мою покорность перед собственным боссом. Ну в общем об интеллигентной красотке, которую никто не понимает и которой мнит себя каждая из нас (правда ведь? О_о).

Анна Гавальда
Анна Гавальда. В университете мы все ею зачитывались, не знаю даже, откуда это увлечение пошло. У мамы дома стоит куча ее книг, я, как и Улицкую, покупаю ее автоматически, но почти ничего не читала. Кроме, да-да, конечно ТОЙ САМОЙ  книги, по которой сняли фильм с Одри Тоту - Просто вместе. Да что Тоту эта, она только в Грязных прелестях мне нравится, там же Гийом Кане есть - прекрасный муж прекрасной Марийон Котийяр!


А, я же про книгу. Так вот там история Камиллы, которая работает ночной уборщицей в офисе, встречает непутевого и нескладного аристократа, который влюбляется в нее, приходит в ее каморку на чердаке со своим аристократским набором для пикника, говорит интересные вещи и вообще ведет себя как прекрасный француз. Потом появляется еще один прекрасный француз, потом бабушка одного из прекрасных французов, потом все они начинают жить вместе. Одна из самых уютных и хороших книг, что я читала. Не история Родьки Раскольникова, чтоб за сердце хвататься и руками размахивать (было дело), а вот как раз для юных особ, полных надежд и красящих губы розовым. У меня есть рассказы Гавальды и Заключительная партия игры в какую-то непонятную штуку, но вот не пошло. И ладно.

Франсуаза Саган
Тут у меня тоже история своя, зачем же я еще блог заводила. Когда мне было семнадцать лет, мама вручила мне сборник Саган, чтоб я от нее отстала, в конце концов. Довольно частая картина в нашей квартире: я слоняюсь от шкафа к шкафу с причитаниями о том, что книг не осталось нормальных, времена нынче не те, что же мне почитать. Слоняюсь с первого класса, не помню, что уж мама мне вручала в те годы. Но в шестнадцать лет я, как всякая приличная девица, познакомилась с историей шестнадцатилетней же Скарлетт О'Хара, а в семнадцать, получается, пришла пора знакомиться со своей ровесницей Сесиль - героиней повести Саган "Здравствуй, грусть". И знаете ли, имею сказать, что к такому меня жизнь не готовила. Ну то есть история девушки, уехавшей отдыхать на Лазурное побережье с отцом и его молодой любовницей  и встретившей там очередного юного и прекрасного француза - нормальное дело, кассеты с порно мы с друзьями еще в 12 лет нашли. Но вот тот факт, что собственная мать дала мне такую книгу, помнится, удивил. Ну знаете там, поцелуи у кромки воды, всякие поползновения под одежду и, кажется, все остальное - помню, как читала, периодически приподнималась на локте и косилась в мамину сторону. Не верилось. Но повесть чудная, читается на раз, я, как главная героиня, тоже люблю прийти под утро с вечеринки, постирать чулки и завалиться спать. Вот правда, это все, что я помню из "Здравствуй грусть" - пришла под утро, постирала чулки, уснула обессиленная. Но главное ведь - настроение. 

Я тут прочла ее же "Страницы моей жизни", навыписывала, как обычно, цитат, вот:

Этот дедушка всю свою жизнь провел, волочась за женщинами трех поколений. Что, разумеется, не свидетельствует о склонности к размышлению.

Чем беспорядочнее жизнь писателя, тем более склонен он к нравоучениями.

Юмор - единственная защита человека от его жестоких богов и бесцельности его пути. Юмор, обращенный на самого себя, позволяет вам увидеть со стороны то человеческое существо, каким вы были вначале и которое вы пытаетесь уберечь и поддержать всю оставшуюся жизнь.

Как известно, смех - сильнейший из аргументов.

Видимо, когда я пишу книгу, в меня вселяется странное простодушие и неувядающая молодость,простодушие, позволяющее мне начать книгу, а молодость - продолжить ее.

Некоторые книги вначале вызывают восторг, а в конце - тоску, другие - наоборот.

Литература, или лучше сказать вдохновение, отрывает нас и отвлекает от всего, ставит над схваткой.

Сартр сказал мне однажды, что очень умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность, априорную глупость, и, к моему изумлению, время лишь подтвердило правоту этих слов.

Мюриэль Барбери
Если на прочтении остальных женщин я не настаивала, то вот тут настоятельно приказываю вообще всем прочесть Элегантность ежика. Все девочкам, разумеется. Ничего я оттуда не выписала в свое время, к сожалению, в эпиграф вынесла единственную цитату, которую запомнила наизусть. Еще помню, отсылала своему тогдашнему бойфренду-дизайнеру высказывание о том, что дизайнер - это тот человек, который красиво раскладывает на диване подушечки, потом отходит и смотрит, что получилось. 

Главная героиня тут - старенькая консьержка. У нее есть кот и литература. Ну в общем, ясно, почему это моя любимая книга. Хотя кота у меня нет, я лет восемь уже мечтаю о стаффорде.

Там еще есть невероятно умная двенадцатилетняя девочка, ресторанный критик, о котором Нотомб позже написала спин-офф "Лакомство" (можно не читать), японский постоялец,  надменная мама и много-много того, что каким-то образом снимает все тревоги и даже решает проблемы. Уж не знаю, как у этих француженок получается, но получается ведь.

Девочки любят нагнетать обстановку, преувеличивать проблемы, искать во всем недостатки и готовиться к худшему. Поэтому, когда такое случается, девочкам срочно надо читать французских писательниц. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий