суббота, 15 февраля 2014 г.

Арт Шпигельман. Маус

Автору единственного комикса, получившего Пулитцеровскую премию, сегодня исполняется 66 лет. Как я вовремя.

Плохо представляю себе, что надо написать об этой книге, чтобы вы все тут же ломанулись ее покупать (если упоминания о Пулитцере вам недостаточно). Сама я делаю стойку на все, что касается Второй Мировой войны и Холокоста. Это началось, когда лет в шесть я увидела "Список Шиндлера", и не перечесть всего, что я прочла и посмотрела с тех пор на эту тему (а могло быть и хуже). На Озоне Мауса долгое время не было в продаже, потому что раскупали за день. Но наконец я смогла его получить, принесла домой, прочитала тут же, потому что оторваться невозможно. Потом закрыла книгу, обняла ее и уснула. А прямо сейчас смотрю на нее и глажу переплет)

Первая обложка "Мауса", 1986 год
Родители Арта Шпигельмана жили в Польше, когда началась война. Позже их вместе с остальными согнали в гетто, потом они прятались в амбарах и подпольях, постоянно бежали и скрывались. Оба попали в Аушвиц и смогли  там выжить. Книга рассказывает историю Владека Шпигельмана, отца Арта, и историю самого художника, пытающегося разобраться в своих отношениях с отцом. Мышонок Арт приходит в гости к отцу, включает магнитофон и задает вопросы. 

И течет эта история, так похожая на сотни других, с которыми мы знакомы.
Евреи тут - мышки, немцы - кошки, французы - лягушки, конечно; поляки - свиньи, а американцы - собаки. И все эти маленькие черно-белые картиночки комикса затягивают вас, заставляя перелистывать страницы, пока книга не закончится. А потом вы все знаете про Холокост, про порядки в концлагере, про то, как укрыться в подвале так, чтобы вас не нашли даже собаки (есть подробная инструкция, Шпигельман-отец сказал, что такие вещи надо знать) и как починить сапоги так, чтобы офицер СС остался доволен (тоже подробная инструкция, мало ли что). И поверьте, у вас могут навернуться слезы при взгляде на рисованных мышек.


Книга очень личная, я уверена, что она дословно воспроизводит диалоги Арта с отцом. В 1968 году у Шпигельмана был нервный срыв, он даже попал в психлечебницу. В том же году его мать покончила с собой. В "Маусе" есть комикс-вставка, рассказывающий эту историю. 


Первая часть книги вышла в 1986 году, вторая - в 1991. Пулитцеровскую премию Шпигельман получил в 1992. На моей книжке написан год выпуска - 2014. Тьфу.
Шпигельман рисовал для The New Yorker,  в 2004 выпустил комикс про 9/11
Во время чтения "Мауса" было ощущение, что все это я уже видела и читала.
Потому что история циклична и все люди одинаковые. Сцены побега из "Мауса" в точности повторяют те же сцены из "Выживи, сынок" Пина Ятая, например. А это книга про режим красных кхмеров в Камбодже вообще!

Так что, может, вам и не надо читать Шпигельмана, а мне не надо смотреть очередной фильм BBC про нацистов. Хватит с нас всех "Списка Шиндлера".


 




Комментариев нет:

Отправить комментарий