Сколько можно о мужчинах тут галдеть (работа над третьими Тором и Капитаном Америкой началась!).
Я много читаю, например. Обожаю женщин.
В детстве (тут представьте, что я бьюсь головой об стену) я запоем читала Викторию Токареву. Это одна из сценаристов Мимино и та самая полная дама на автобусной остановке из недавней рекламы Гугл. Ну то есть это значимая фигура в российской литературе. Но романы ее, насколько я сейчас могу судить, таааакие женские. Это как Эдуард Тополь с завивкой (Тополя я тоже читала в детстве будь здоров). Все, что помню из романов Токаревой: чья-то подруга, подвязывающая нижнюю челюсть полотенцем, чтобы второй подбородок не набегал, пока она шьет юбки, и женщина, заведшая роман на стороне в каком-то санатории с захудалым скрипачом. Помню, как он ее раздевал, а она шептала, чтобы он поиграл на ней. А ведь я совсем ребенок была, ужас. Прячьте книжки от своих детей, в общем.Виктория Токарева |
Всю сознательную читательскую жизнь я люблю Улицкую. Люблю слепо и исступленно, все ее книги заказываю автоматом и читаю тут же. Недавно выслушивала десятиминутную тираду одного козла молодого человека о том, что она ужасная и тупая баба. Свернула тему, потому как доказывать что-то тому, кто ничего не понимает в жизни (это следует из его нелюбви к Улицкой), ниже моего достоинства.
Людмила Улицкая |
Казус Кукоцкого читала раза четыре. Над Даниэлем Штайном плакала, а Сонечку у нас в университете проходят. Еще я беззаветно люблю Владимира Познера, и когда он пригласил Улицкую в свою программу, я пищала от восторга. Второй раз пищала, когда он разговаривал с Долецкой.
Улицкая-Долецкая, какое длинное получилось вступление, я ведь собиралась сказать, как сильно я люблю Сильвию Плат и Вирджинию Вульф. И как меня настораживает,что я вот уже сколько времени фанатею от писательниц-самоубийц.
"Под стеклянным колпаком" Сильвии Плат я прочла после просмотра Рэя Донована - книжка была в кадре несколько секунд, но вот люблю дотошность. Я тогда еще взялась выписывать оттуда понравившиеся фразы, но записала только одну: "Ничто так не сближает, как совместная рвота". Класс, да? Это такой Холден Колфилд для девочек: с раздражительностью, пугающе знакомыми мыслями, размышлениями о подружках, мальчишках, поцелуях и родителях.
Сильвия Плат |
Она была поэтессой, эта Сильвия Плат. За Собрание стихотворений получила посмертно Пулитцеровскую премию, родила двух детей от британского поэта Теда Хьюза и свела счеты с жизнью, засунув голову в духовку.
Хьюза многие обвиняли в том, что это он довел Сильвию до гробовой доски своими изменами и наплевательским отношением. Несколько лет спустя он выпустил сборник "Bithday Letters", где как умел, рассказал о своих отношениях с Сильвией Плат. Сейчас приготовьтесь, будете читать немаленькое и замечательное стихотворение. "Озарение" называется.
Лондон. Лиловые мягкие сумерки
апрельского вечера.
Через Чок-фарм-бридж
я спешу к метро: молодой отец,
голова кружится от бессонных ночей
и новых ощущений.
И вот мне навстречу идет этот парень.
Я скользнул по нему взглядом (что это у него?
да нет, показалось) и пошел было дальше,
а потом вдруг понял - и догнал его.
Это был крохотный звереныш, который сидел
у парня за пазухой. Так у нас в детстве шахтеры
носили под курткой охотничьих собачонок.
Но главное - глаза, которые пытались
перехватить мой взгляд. Как же мне это было знакомо!
Огромные уши, острая мордочка - звереныш
выглядывал из-под куртки, и вид у него
был испуганный и враждебный.
'Да это же лисенок!' -
услышал я собственный удивленный голос.
Парень остановился. 'Откуда он у вас?
Что вы собираетесь с ним делать?'
Подумать только, лисенок
посередине Чок-фарм-бридж!
'Могу продать. Всего один фунт'. 'Постойте,
Где вы его нашли? Куда несете?'
'На продажу. Кто-нибудь да купит - за фунт-то!'
И ухмылка.
Я же подумал: что ты на это скажешь?
И как мы уживемся с лисенком в нашей каморке?
Да еще с грудным ребенком?
И что мы будем делать с его дикими повадками?
С его безудержной энергией?
А когда он, повзрослев, услышит зов предков,
куда мы денем сильного и ловкого зверя,
своенравного, с вытянутой мордой?
Которому надо пробегать двадцать миль за ночь?
А его нюх, от которого ничего не ускользает?
И как нам быть с его фантастическим чутьем, как
обмануть его?
А лисенок
все смотрел через мое плечо на прохожих:
на одного, на другого. Опять на меня.
Удачи - вот чего ему сейчас не хватало.
Он уже вырос из сосунков,
но глаза его были еще совсем щенячьими:
крошечные, круглые и сиротские,
как будто заплаканные. Он остался
без материнского молока, без игрушек из шерсти и перьев,
без уютных потемок лесной норы
и без громкого шепота созвездий,
когда его Мать возвращалась с ночной охоты.
Мои мысли, как большие добродушные псы,
кружили вокруг лисенка, обнюхивая его.
И все же
я не решился, я ушел. Но, потеряв лисенка, как будто
разминулся со своей судьбой. Я оттолкнул его - в будущее,
которое ожидало его в Лондоне. Торопливо
я нырнул в подземку... Что, если бы я заплатил,
что, если бы я отдал этот несчастный фунт и вернулся к тебе
с лисенком на руках, и мы стали бы жить все вместе, -
выдержал бы наш брак такое испытание?
Справился бы я? А ты?
Но я упустил этот шанс.
И теперь наш брак был обречен.
Я покорена. Есть фильм "Сильвия" про жизнь Плат, ее там играет Гвинет Пэлтроу, а Хьюза - Дэниэл Крейг. Странно смотреть на него, размахивающего руками, прыгающего по комнате и вопящего стихи. Но если вам нужна красивая драма, пожалуйста.
Пока гуглила и читала все, поняла, что Сильвию Плат не только обязательно читать юным девицам, но знакомство с ней и в самом деле расширяет какие-то границы понимания всего происходящего. Чего стоят только размышления героини "Под стеклянным колпаком" (автобиографическая штука, кстати) в больнице, разглядывающей свои торчащие из-под одеяла ноги. Век не забуду.
Сама Вулф всегда напоминала мне Стивена Фрая (во всех прекрасных смыслах). Говорят, все свои книги она написала стоя. Кстати о Стое и литературе.
(не знаю, как тут можно было удержаться)
Хьюза многие обвиняли в том, что это он довел Сильвию до гробовой доски своими изменами и наплевательским отношением. Несколько лет спустя он выпустил сборник "Bithday Letters", где как умел, рассказал о своих отношениях с Сильвией Плат. Сейчас приготовьтесь, будете читать немаленькое и замечательное стихотворение. "Озарение" называется.
Лондон. Лиловые мягкие сумерки
апрельского вечера.
Через Чок-фарм-бридж
я спешу к метро: молодой отец,
голова кружится от бессонных ночей
и новых ощущений.
И вот мне навстречу идет этот парень.
Я скользнул по нему взглядом (что это у него?
да нет, показалось) и пошел было дальше,
а потом вдруг понял - и догнал его.
Это был крохотный звереныш, который сидел
у парня за пазухой. Так у нас в детстве шахтеры
носили под курткой охотничьих собачонок.
Но главное - глаза, которые пытались
перехватить мой взгляд. Как же мне это было знакомо!
Огромные уши, острая мордочка - звереныш
выглядывал из-под куртки, и вид у него
был испуганный и враждебный.
'Да это же лисенок!' -
услышал я собственный удивленный голос.
Парень остановился. 'Откуда он у вас?
Что вы собираетесь с ним делать?'
Подумать только, лисенок
посередине Чок-фарм-бридж!
'Могу продать. Всего один фунт'. 'Постойте,
Где вы его нашли? Куда несете?'
'На продажу. Кто-нибудь да купит - за фунт-то!'
И ухмылка.
Я же подумал: что ты на это скажешь?
И как мы уживемся с лисенком в нашей каморке?
Да еще с грудным ребенком?
И что мы будем делать с его дикими повадками?
С его безудержной энергией?
А когда он, повзрослев, услышит зов предков,
куда мы денем сильного и ловкого зверя,
своенравного, с вытянутой мордой?
Которому надо пробегать двадцать миль за ночь?
А его нюх, от которого ничего не ускользает?
И как нам быть с его фантастическим чутьем, как
обмануть его?
А лисенок
все смотрел через мое плечо на прохожих:
на одного, на другого. Опять на меня.
Удачи - вот чего ему сейчас не хватало.
Он уже вырос из сосунков,
но глаза его были еще совсем щенячьими:
крошечные, круглые и сиротские,
как будто заплаканные. Он остался
без материнского молока, без игрушек из шерсти и перьев,
без уютных потемок лесной норы
и без громкого шепота созвездий,
когда его Мать возвращалась с ночной охоты.
Мои мысли, как большие добродушные псы,
кружили вокруг лисенка, обнюхивая его.
И все же
я не решился, я ушел. Но, потеряв лисенка, как будто
разминулся со своей судьбой. Я оттолкнул его - в будущее,
которое ожидало его в Лондоне. Торопливо
я нырнул в подземку... Что, если бы я заплатил,
что, если бы я отдал этот несчастный фунт и вернулся к тебе
с лисенком на руках, и мы стали бы жить все вместе, -
выдержал бы наш брак такое испытание?
Справился бы я? А ты?
Но я упустил этот шанс.
И теперь наш брак был обречен.
Я покорена. Есть фильм "Сильвия" про жизнь Плат, ее там играет Гвинет Пэлтроу, а Хьюза - Дэниэл Крейг. Странно смотреть на него, размахивающего руками, прыгающего по комнате и вопящего стихи. Но если вам нужна красивая драма, пожалуйста.
Пока гуглила и читала все, поняла, что Сильвию Плат не только обязательно читать юным девицам, но знакомство с ней и в самом деле расширяет какие-то границы понимания всего происходящего. Чего стоят только размышления героини "Под стеклянным колпаком" (автобиографическая штука, кстати) в больнице, разглядывающей свои торчащие из-под одеяла ноги. Век не забуду.
Пост уже стремится к бесконечности, поэтому перейду к той, из-за кого все это затевалось, к Вирджинии Вулф.
Это Николь Кидман изображает ее в "Часах" |
(не знаю, как тут можно было удержаться)
Вирджиния Вулф |
Вчера я прочла эссе Вирджинии Вулф "Своя комната", то самое, откуда та знаменитая фраза о том, что женщине для того, чтобы творить, нужен годовой доход в пятьсот фунтов и своя комната.
Тоже собралась было выписать оттуда цитаты, но Вулф описывает свои попытки поиска места женщин в литературе, прогулки по Лондону и размышления у открытого окна. Поэтому какие там цитаты, я зачиталась. Она рассуждает о Мидлмарч, сестрах Бронте, обожаемом мною Грозовом перевале, Китсе и Теккерее, придумывает судьбу сестры Шекспира, как если бы у нее был тот же талант, что у брата. Приводит десятки цитат об отношении к женщинам в культуре разных времен и народов (есть даже фрезеровская "Золотая ветвь", которую я пыталась начинать читать раз 15) и в итоге говорит, что молодые женщины сейчас (шел 1928 год) погрязли в невежестве. "Не покачнули ни одной империи, не бросили в бой ни одной армии. Пьесы Шекспира по-прежнему принадлежат не вам, и не вы приобщаете варварские народы к благам цивилизации".
Также велит писать, обещая, что тысячи перьев берутся подсказать, куда плыть и что из этого получится.
У прекрасной Florence and The Machine есть песня о самоубийстве Вулф. Хватит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий